– Время от времени может появиться необходимость в том, чтоб очень стремительно отыскать подходящее место прямо в чистом поле, – продолжил дон Хуан. – Либо найти, не является ли нехорошим то, на котором ты как раз собираешься отдохнуть. Когда-то мы сделали привал около холмика, и ты очень разозлился и расстроился. Пятно, на котором мы посиживали, было твоим противником (плохим местом). Малая ворона тебя об этом предупреждала, помнишь?
Я вспомнил, что в тот раз дон Хуан порекомендовал мне в дальнейшем избегать этого места. И вспомнил, как вправду разозлился оттого, что он не разрешил мне смеяться.
...
После достаточно долговременной паузы дон Хуан внезапно оборотился ко мне и произнес, что все, что необходимо, для того чтоб отыскать подходящее место для отдыха, это свести глаза. Он заговорщицки подмигнул мне и доверительным тоном произнес, что конкретно так я и поступил, когда катался ночкой по земле, и благодаря этому сумел отыскать оба места и узреть надлежащие им цвета. Дон Хуан признался в том, что моя фортуна произвела на него сильное воспоминание.
– Но я, добросовестное слово, не знаю, как это у меня вышло, – произнес я.
– Ты свел глаза, – выразительно произнес он. – Это – технический прием, ты был должен его применить, хотя можешь об этом и не держать в голове.
Потом дон Хуан тщательно обрисовал этот прием. Он произнес, что на его отработку могут уйти годы. Заключается он в том, чтоб равномерно вынудить глаза созидать одно и то же изображение по отдельности. Отсутствие конфигурации изображения тянет за собой раздвоенное восприятие, а раздвоенное восприятие согласно дону Хуану позволяет человеку отмечать конфигурации в окружающей обстановке, которые в обыкновенном режиме глаза не способны воспринять.
Дон Хуан предложил мне испытать, заверив, что зрению это не повредит. Он произнес, что начинать следует с маленьких взглядов практически самыми уголками глаз, а потом показал мне как это делается, выбрав большой кустик. Когда я смотрел на глаза дона Хуана, бросавшие непостижимо резвые взоры на кустик, у меня появилось странноватое чувство. Они напомнили мне изворотливого животного, которое не может повсевременно глядеть прямо впереди себя.
Мы шли еще приблизительно час, в течение которого я пробовал ни на чем же не фокусировать взор. Потом дон Хуан повелел мне делить изображения, воспринимаемые каждым моим глазом. Еще через час у меня страшно разболелась голова, и нам пришлось тормознуть.
– Как думаешь, сможешь ты сам отыскать подходящее место для привала? – спросил дон Хуан.
Я не имел понятия, по какому аспекту судить о том, является место «подходящим» либо нет. Он терпеливо растолковал, что, смотрение маленькими взорами позволяет очам выхватить необыкновенные картины.
– Какого типа? – спросил я.
– Это не совершенно картины, – уточнил дон Хуан. – Они больше похожи на чувства, чем на зрительные образы. Если ты посмотришь таким методом на дерево, кустик либо гору, под которыми для тебя хотелось бы отдохнуть, глаза посодействуют для тебя почувствовать, является ли выбранное место более удачным для привала.
Я опять востребовал, чтоб дон Хуан растолковал, на что похожи чувства, о которых он гласит, но он или не мог их обрисовать, или просто не желал, и произнес, что мне самому необходимо испытать избрать подходящее место, тогда и он произнесет, работают мои глаза в этом плане либо нет.
В какое-то мгновение я увидел что-то схожее на точки света, отраженного прожилками кварца. Когда я прямо смотрел на то место, где они мелькнули, их не было видно, но стоило мне резвым взором вскользь пробежать по окружающему пейзажу, как что-то вроде слабенького сияния вновь обнаруживалось на том же самом месте. Я показал это место дону Хуану. Оно находилось как раз посредине открытого прямым лучам солнца участка нагой земли. Дон Хуан перекатисто захохотал, а позже спросил, почему я избрал конкретно это место. Я произнес, что увидел там сияние.
– Не имеет значение, что ты видишь, – растолковал он. – Ты можешь узреть все, что угодно, хоть слона. Принципиально, что ты при всем этом ощущаешь.
Но я не ощущал ничего. Дон Хуан таинственно посмотрел на меня и произнес, что желал бы доставить мне наслаждение и посидеть совместно со мной на избранном мною пятачке, но предпочитает, чтоб я проверил собственный выбор без помощи других, а он тем временем посидит где-нибудь в другом месте.
Я погрузился на землю. Дон Хуан отошел метров на десять-двенадцать и стал с любопытством следить за мной оттуда. Через пару минут он начал звучно смеяться. Его хохот почему-либо действовал мне на нервишки. Он вывел меня из себя. Я ощутил, что дон Хуан нужно мной смеётся, и разозлился. Я спрашивал себя, что мне вообщем тут необходимо. Во всей этой ситуации с учебой у дона Хуана с самого начала точно был некий недостаток. Я ощущал, что, попав к нему в лапы, стал пешкой в неизвестной мне игре.
...
Незначительно погодя он повелел мне опять попробовать отыскать подходящее место. Мы шли не останавливаясь, но как я ни старался что-либо увидеть либо «почувствовать», мне это не удавалось. Наверное, у меня вышло бы, если бы я больше расслабился. Но злиться на него я, все же, не стал. В конце концов он указал на группу камешков, мы подошли к ним и сделали привал.
– Не разочаровывайся, – произнес дон Хуан. – На то, чтоб как надо натренировать глаза, требуется много времени.
Я ничего не произнес. Мне и в голову не приходило разочаровываться в том, чего я совсем не осознавал. Все же я не мог не признать, что с того времени, как мы с доном Хуаном познакомились и я начал к нему приезжать, я уже три раза приходил в неистовство и накручивал себя чуть не до болезненного состояния, когда посиживал на тех местах, которые дон Хуан называл нехорошими.
– Весь фокус в том, чтоб научиться ощущать очами, – растолковал дон Хуан. – Ты не знаешь, что конкретно ощущать, и в этом – твоя неувязка. Но с практикой это придет.
– Может быть, ты расскажешь мне, что я должен ощущать? – спросил я.
– Это нереально.
– Почему?
– Никто не сумеет для тебя сказать, что в данном случае человек ощущает. Это – не тепло, не свет, не сверкание, не цвет… Это ни на что не похоже.
– И ты не можешь этого обрисовать?
– Нет. Я могу только научить тебя техническим приемам. Когда ты научишься делить изображения и принимать все в раздвоенном виде, ты должен будешь сосредоточить внимание на пространстве меж этими 2-мя изображениями. Хоть какое заслуживающее внимания изменение произойдет конкретно в этой области.
– Об конфигурациях какого типа ты говоришь?
– Это не принципиально. Принципиально чувство, которое у тебя при всем этом возникнет. Сейчас ты увидел сверкание, но это ничего не значило, так как отсутствовало чувство. Как ощущать, я для тебя разъяснить не могу. Ты должен научиться этому сам.